Праздник Кришна Джанмаштами

janmashtami

Кришна Джанмаштами, День явления (рождения) Кришны – это грандиозный ведический праздник, который является в Индии всенародным и празднуется всеми индийцами, включая христиан, мусульман и атеистов. Кришна, восьмое воплощение бога Вишну, символизирует абсолютное значение жизни, которое находится в основе мироздания.

Датой рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э. По преданию, Кришна появился на свет в полночь восьмого дня месяца Шраван (июль-август), когда Чандра (Луна) была убывающей. Когда настало время Его рождения, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания. В небе видны были благоприятные знаки, а на земле воцарилось счастье.

 

Кришна родился в царской семье в Матхуре и был восьмым сыном принцессы Деваки и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни, Андхака, и Бходжа, известных как Ядавы. Брату Деваки, царю Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына его сестры, и поэтому он бросил супружескую чету в темницу, чтобы убивать всех новорожденных детей Деваки.

После убийства первых шести малышей и седьмого мнимого выкидыша у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Поскольку жизни младенца угрожала опасность, он был чудесным образом перенесен за пределы Матхуры и отдан на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Выжили еще двое детей Васудевы: Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы) и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).

Место рождения Кришны в Матхуре является для индусов местом паломничества — Кришна-джанма-бхуми, в котором расположен храмовый комплекс .

В буквальном переводе с санскрита слово «кришна» означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий». В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков». Основное значение имени Кришны – «всепривлекающий». Согласно Шанкаре, Кришна – это 57-е имя Вишну, которое означает «естество знания и блаженства».

Кришна также известен под другими именами, которые отражают различные его качества и атрибуты. Имена Говинда и Гопала указывают на образ Кришны как пастуха коров. Другие имена Кришны – Джаганнатха, Васудева, Кешава, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха.

Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях, как «Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана», «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстаёт в образах очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества.

Детство и юность

Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана. В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов.

Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов с заданием уничтожить Кришну. Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы.

С этим периодом жизни Кришны связаны многие популярные истории, такие как поднятие холма Говардханы и игры с Радхой и другими деревенскими пастушками-гопи. Истории любовных игр Кришны с гопи, известные как раса-лила, позднее были описаны в поэме Джаядевы «Гита-Говинда».

Кришна как принц

Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями.

Позднее Кришна вместе с династией Яду и подданными переселился в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.

Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех. По строгому обычаю того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна все же взял их в жёны и сделал их принцессами. Все жёны Кришны считаются воплощениями богини Лакшми.

Кришна приходился двоюродным братом обеим сторонам в войне Пандавов и Кауравов, описанной в «Махабхарате». Кришна предложил предводителям каждой из сторон выбрать или свою армию, или самого себя. Кауравы выбрали для себя армию Кришны, а сам Кришна встал на сторону Пандавов и в предстоящей великой битве согласился быть возницей колесницы своего друга принца Арджуны.

«Бхагавад-гита» представляет собой философский диалог между Кришной и Арджуной перед началом битвы на Курукшетре, в котором Кришна даёт наставления Арджуне, который не мог решиться поднять оружие против родичей.

Поздний период жизни

После битвы на Курукшетре Кришна 36 лет жил в Двараке. Затем в ходе одного празднества между Ядавами развязалась битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны Баларама оставил своё тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник, увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой.

Согласно «Махабхарате», Кришна погиб в результате проклятья матери Кауравов Гандхари. После гибели ее сыновей при Курукшетре в порыве горя и гнева она прокляла Кришну за то, что тот не предотвратил эту братоубийственную войну. Узнав о проклятье, Кришна улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну.

Празднование Кришна Джанмаштами

Поскольку Кришна Джанмаштами в Индии празднуют все, существует множество разных традиций проведения этого праздника.

В Южной Индии это по большей части семейный праздник, на который собираются все родственники, что-то вроде Рождества в западных странах. С раннего утра мурти Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения.

На севере Индостана явление Кришны – это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал. Веселье может продолжаться по нескольку дней. С особым почтением Джанмаштами празднуется в Матхуре и Вриндаване, где, по преданию, проходило детство Кришны. В эти дни Кришне воздаются почести как Богу танца, а потому основной элемент этого праздника – театрализованные сцены «Раса-лила», которые представляют танцы юного Кришны и гопи и веселые проказы любимого Бога-пастуха, победившего злобного демона.

В Махараштре популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом, и под радостное пение «Говинда, Говинда» малыши сооружают под горшками «пирамиду», чтобы легче было добраться до йогурта (так его любит воровать маленький Кришна).

В это время на улице царит веселье: женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и поют хором. Мимо дефилирует роскошный парад колесниц, слонов, верблюдов и… джипов. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют бравурные марши.

Рождение Кришны – событие уникальное. Это праздник души, вечно свободной, любящей и счастливой.

«Душа не рождается и не умирает – ни в прошлом, ни в настоящем и ни в будущем. Она вечна и неизменна; она древнее всего сущего. Душа не гибнет с гибелью тела». (Бхагавад-гита 2.20)

janmashtami_023

Источник: http://www.advayta.org/4691/

Метки: , , , , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий