Эзотерический смысл украшений в Бхаратанатьям

Bharatanatyam1

С незапамятных времен, когда человек научился видеть и ценить красоту, им было подмечено, что какое-либо создание природы, хотя и красивое само по себе, нередко служит украшением другого прекрасного творения, еще больше усиливая красоту последнего. Темное ночное небо, усыпанное сверкающими звездами, или залитое светом сияющей Луны; раскидистое дерево, обильно покрытое благоухающими соцветиями; юная дева, украсившая цветком свою прическу – всего лишь несколько примеров того, как любое творение имеет свои аксессуары, подчеркивающие и усиливающие его красоту. Если мы говорим о танцевальном представлении, то не только исполнительские навыки танцора, но и его (ее) наряд и украшения должны радовать глаз зрителя. В случае же индийского классического танца обилие украшений, которое танцовщица надевает на себя, служит не только для того, чтобы усилить ее красоту и привлечь внимание публики. Ученые доказали, что эти аксессуары имеют ряд свойств, тесно связанных с основополагающими теориями и сутью йоги, а именно — с учением об энергетике человека.

Рассмотрим полный комплект традиционных украшений танцовщицы индийского классического стиля Бхаратанатьям. В него входят: Оттиянам (пояс), Мутхумалай Паттхакам (длинноцепочный медальон на шею), Аттигаи (маленькое колье на шею), Тходу, Маатап, Джумки (серьги), Натту, Мукутхи, Пулакку (украшения для носа), Нетричутти (головное украшение), Суриян Чандран (броши на голову в форме Солнца и Луны), Раакоди (брошь для прически).

Оттиянам (пояс)

Его надевают вокруг талии, где в районе пупка находится энергетическая чакра Манипура. В этой точке сходятся более 1008 нервов, и она рассматривается как очень важная часть человеческого организма, т. к. из нее излучается энергия вверх и вниз по всему телу. В йогических текстах утверждается, что энергия Кундалини Шакти активируется, когда талия плотно перевязана поясом (Оттиянам). Этот пояс оказывает давление на некоторые жизненно важные нервы, что приводит к усилению кровообращения и подаче питания всему телу. Также жесткий контроль на талии предотвращает позвоночник и другие части тела от усталости. Поскольку это украшение символизирует Манипура-чакру, его средняя часть по величине больше, чем все остальные звенья.

Мутхумалай Паттхакам (длинноцепочный медальон на шею)

Он представляет четвертую энергетическую чакру Анахата, которая соответствует сердцу. Обычно во время физических упражнений наше сердцебиение учащается. Невольно мы кладем свою руку на грудь с надеждой, что это действие поможет привести сердечный ритм в норму. Таким образом, полагают, что медальон на длинной (часто жемчужной) цепочке – это регулятор сердечного ритма танцора во время исполнения танца. Вдобавок ко всему, на медальоне изображается пара попугайчиков, смотрящих друг на друга. В индийской мифологии попугай служит ваханой (ездовым животным) бога Камадевы. Будучи богом любви, Камадева представляет все разнообразие эмоциональных состояний, связанных с чувством любви. Следовательно, медальон содержит изображение попугаев, чтобы показать, что сердце является источником чувства любви.

Нетричутти (головное украшение)

Чакра Аджна находится между бровями и символизирует духовный третий глаз. Это не только место, где помещается потту (бинди), но и точка, где соединяются несколько нервов и преобладают мощные притягательные силы. Широко распространено мнение, что бинди ограждает от влияния дурных сил. Центральная часть Нетричутти в форме круга олицетворяет Аджна-чакру. Короткий участок Нетричутти, располагающийся над пробором, символизирует связь чакр Аджны и Сахасрара. Две симметрично расположенные поперек головы части Нетричутти украшены маленькими жемчужинами. Заключительные секции этих частей выполнены в форме четырех квадратиков. Они оказывают давление на височные нервы, препятствуя возникновению чувства вялости у танцора во время выступления.

Суриян Чандран (броши на голову в форме Солнца и Луны)

По обе стороны от нашего позвоночника проходят два набора энергетических каналов, которые связывают мозг с областью таза. Группа каналов слева от позвоночника называется ида-нади. Группа каналов справа – пингала-нади. Чандран (Луна) представляет иданади. Суриян (Солнце) представляет пингаланади. Солнце является источником тепла, а Луна – символ прохлады. Таким образом, Суриян Чандран подчеркивает важность теплового баланса в человеческом организме.

Аттигаи (маленькое колье на шею)

Шея соединяет нервы, идущие от различных частей тела к головному мозгу. Оказывая на них давление, колье Аттигаи позволяет танцору быть в тонусе во время выступления. Круглая подвеска в центре колье соответствует пятой чакре Вишудхе.

Натту, Мукутхи, Пулакку (украшения для носа)

Во время танца частота дыхания, естественно увеличивается. Натту, Мукутхи, Пулакку надевают на определенные части носа, и считается, что эти украшения помогают регулировать скорость дыхания танцора. В Индии в древности обряд прокалывания ушей девочкам и мальчикам совершался в храме и считался очень важным ритуалом. Люди рассматривали пирсинг ушей и носа как посвящение части себя богу. Поэтому украшения в носу девадаси свидетельствовали о посвящении ее божеству. Кроме того, наши предки считали, что отверстия на теле, сделанные с помощью пирсинга, помогают выводить токсины из организма.

Тходу, Маттаи, Джумики (украшения для ушей)

Тходу располагается на мочке уха в месте прокола. Тходу вместе с Джумики и Маттаи помогают в защите ушной раковины, особенно, когда танцовщица совершает движения в чрезвычайно быстром темпе. При воздействии на ухо возникает тенденция к головокружению. Поэтому Маттаи, которые поднимаются вверх от Тходу, выполняют защитную функцию, регулируя длину звуковых волн, поступающих в ухо.

Раакоди (брошь для пучка волос на макушке головы)

Раакоди располагается на пучке волос на макушке головы. Она имеет форму лотоса с тысячей лепестков и символизирует седьмую Сахасрара чакру. Камни в Раакоди образуют очертания лебедя, который является символом знания и просветления. Таким образом, это украшение означает, что танцор стремится постичь Бога через просветление.

Джаддаипиннал, кунджам (украшения на косу)

Волосы, заплетенные в косу, напоминают 2 змей, обвивающих друг друга. Это символ энергии Кундалини Шакти. Три пряди косы представляют собой три энергетических канала: ида-нади, пингала-нади и сушумна-нади. Коса выглядит, как Кундалини Шакти, активизирующаяся у основания позвоночника и поднимающаяся вверх по каналам нади, проходя через все чакры, и достигая, в конце концов, чакру Сахасрара на макушке головы. Украшения (броши) на косе, а также кунджам, привязанный на ее конце, символизируют все 7 основных чакр в теле человека.

Многие века назад наши предки упоминали, что изучение Бхаратанатьям приносит пользу, как уму, так и телу. Многие ученые и исследователи отмечали пользу этих йогических и научных знаний, которая актуальна по сей день. Украшения танцовщицы Бхаратанатьям не просто подчеркивают и усиливают ее красоту, но и помогают в защите духовной энергии человеческого тела. Благодаря этим исследованиям о пользе Бхаратанатьям и аксессуаров танцовщицы, я с полной уверенностью и гордостью могу заявить, что изучение этого искусства – это прямой путь к просветлению.

Автор статьи: Моханаприян Тхавараджан
Английский перевод: Кальпана Сиван
Русский перевод: Элеонора Уханова, художественный руководитель ансамбля индийского классического танца НАТАРАДЖА

Bharatanatyam3

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий